Олимпиада по русскому языку для учителей
1.
Укажите слова с нулевым суффиксом:
В данном вопросе присутствует несколько правильных вариантов ответов. Найдите их все
Задание оценивается в 3 балла
A) Оторопь;
B) Топь;
C) Мель;
D) Отбой;
E) Заговор;
F) Выпь
G) Степь;
H) Печь;
I) Голубь;
J) Линь.
2.
Укажите лишние в ряду имена существительное:
В данном вопросе присутствует несколько правильных вариантов ответов. Найдите их все
Задание оценивается в 3 балла
A) Принципиальность;
B) Инструктаж;
C) гусенок;
D) брюки;
E) лужа;
F) город
G) сосед;
H) музей;
I) платок;
J) кольцо.
3.
Выделите слова, в структуре которых отсутствует суффикс:
В данном вопросе присутствует несколько правильных вариантов ответов. Найдите их все
Задание оценивается в 3 балла
A) Пальто;
B) Куртка;
C) Лавка;
D) Крыльцо;
E) Бурундук;
F) Синица
G) Попадья;
H) Козел;
I) Петух;
J) Пальтецо.
4.
Укажите предложения с однородным подчинением:
В данном вопросе присутствует несколько правильных вариантов ответов. Найдите их все
Задание оценивается в 3 балла
A) В основе всех хороших манер лежит одна забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. (Д.С.Лихачев)
B) Неправда, что жизнь мрачна, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы. (М.Горький)
C) Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе родной страны, к судьбе ближнего… (М.Салтыков-Щедрин)
D) Известно, что чуткий человек всегда относится к себе критически, что он знает свои сильные и слабые стороны. (В.Сухомлинский)
E) Рядом с ним не было никого, кто бы приподнял ему голову, дал бы глоток воды.
F) Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет, ему уже больше никогда не подняться. (Б.Полевой)
G) Когда молодые уезжали, Сюзанна так заторопилась, что вскочила в фиакр, забыв попрощаться с Шаметом. (К.Паустовский)
H) Благороден не тот, кто бьет себя в грудь, а тот, кто скромно, без позы, не теряя времени, изо дня в день выполняет свой трудовой долг. (С.Кончаловский)
I) Невежество тем-то и тяжко, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается. (Платон)
J) Есть люди, которые, любя в человеке хорошее, закрывают глаза на плохое, ничего не делают, чтобы это плохое исчезло. (В.Сухомлинский).
5.
Выделяя словообразовательные форманты на каждой ступени словопроизводства, расположите слова с словообразовательное гнездо:
Перетаскивая ответы мышкой вверх-вниз организуйте их в нужном порядке
Задание оценивается в 2 балла
A) видеть
B) свидетель
C) свидетельствовать
D) освидетельствовать
E) переосвидетельствовать
F) переосвидетельствоваться
6.
Расположите слова по количеству звуков в них:
Перетаскивая ответы мышкой вверх-вниз организуйте их в нужном порядке
Задание оценивается в 2 балла
A) День;
B) Скамья;
C) Обнажаясь;
D) Язычество;
E) Полнолуние;
F) Удивительная;
7.
Укажите хронологию (от раннего периода к позднему) появления в русском языке следующих групп слов:
Перетаскивая ответы мышкой вверх-вниз организуйте их в нужном порядке
Задание оценивается в 2 балла
A) ярмо, земство, фунт, алтын, опричник;
B) ротмистр, поручик, уезд, карета;
C) махновец, раскулачивание, продразверстка, изба-читальня, НЭП;
D) комсомолец, пионер, вахтовик, звеньевой, партком, пятилетка;
E) пейджер, сбербанк, десант, шейпинг, аэробика, челнок;
F) армреслинг, афганец, грант, импичмент, клип, ксерокопирование, маркетинг.
8.
Расположите слова с точки зрения формирования исконно русской лексики:
Перетаскивая ответы мышкой вверх-вниз организуйте их в нужном порядке
Задание оценивается в 2 балла
A) Индоевропеизмы: дом, мать, дочь, мышь, овца, береза, ива, дуб, болото;
B) Общеславянизмы: бок, плечо, нога, пята, лиса, заяц, ель, яблоня, день;
C) Восточнославянизмы: ночь, жить, зеленый, зодчий, племянник, ковш;
D) Русизмы: бусинка, ультраправый, журнальный, консервировать, стартовать;
E) Старославянизмы: юноша, враг, среда, жребий, вращать, единый, юродивый;
F) Тюркизмы: айда, алый, каюлук, парча, лошадь, сазан, туман, шалаш.
9.
Представьте словосочетания русского языка по мере усложнения их структуры:
Перетаскивая ответы мышкой вверх-вниз организуйте их в нужном порядке
Задание оценивается в 2 балла
A) свет заката;
B) лучшие стихи поэта;
C) стихи поэтов нашего города;
D) часто по вечерам сидеть дома у компьютера;
E) быстро привыкать к чтению у старинного отцовского камина,
F) увлеченно читать книгу о морских приключениях пиратов Средиземноморья
10.
Покажите хронологию становления учения о словосочетании в русской грамматике:
Перетаскивая ответы мышкой вверх-вниз организуйте их в нужном порядке
Задание оценивается в 2 балла
A) М.В.Ломоносов «Российская грамматика»
B) А.А.Барсов «Российская грамматика»
C) А.Х.Востоков «Русская грамматика»
D) А.В.Добиаш «Синтаксис Аполлония Дискола»
E) Ф.Ф.Фортунатов «Сравнительное языковедение»
F) А.А.Шахматов «Синтаксис русского языка».
11.
Расположите сказуемые по степени усложнения их структуры:
Перетаскивая ответы мышкой вверх-вниз организуйте их в нужном порядке
Задание оценивается в 2 балла
A) Я буду писать книгу.
B) Ну ты удружил так удружил!
C) Давыдов начал не на шутку сердиться.
D) Она была не в состоянии что-либо ответить ему.
E) Анна должна была быть уже замужем по своему возрасту…
F) К вечеру приехал он один и хмелен.
12.
Найдите соответствия по значению слов и описательных оборотов:
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) собрание засушенных растений -
2) собрание однородных предметов -
3) частая стрельба из многих орудий одновременно -
4) музыкальное сопровождение -
5) коллектив артистов -
6) правописание гласных в корне -
A) гербарий;
B) коллекция;
C) кононада;
D) аккомпанемент;
E) труппа, ансамбль;
F) орфограмма.
13.
Установите, каким фразеологизмам соответствуют приведенные толкования с учетом курсивных помет:
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) Ироническое Большой шум, спор, сильное волнение по незначительному поводу, по пустякам, не стоящим внимания -
2) Ироническое О непродуманном, небрежном и поспешном устранении одних недостатков, которое ведет за собой образование других -
3) Книжное На свете нет ничего, лишенного недостатков; нет полного совершенства -
4) Разг., одобр. Показать себя с лучшей стороны, сделать что-либо наилучшим образом -
5) Уничтожать, разрушать до основания
6) Прост. Метать бисер перед свиньями -
A) Буря в стакане воды;
B) Тришкин кафтан;
C) И на солнце есть пятна;
D) Не ударить лицом в грязь;
E) Камня на камне не оставить, стереть с лица земли
F) Напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен или не хочет понять это.
14.
Кто из перечисленных ниже ученых ввел данные термины в широкий лингвистический обиход?
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) Морфема -
2) Опрощение -
3) Модальные слова -
4) Основа слова -
5) Категория состояния -
6) конфиксальный способа словообразования -
A) И. Бодуэн де Куртенэ;
B) В. Богородицкий;
C) В. Виноградов;
D) Ф. Фортунатов;
E) Л. Щерба;
F) В.М. Марков
15.
Найдите соответствия между терминами и их толкованиями:
1) Словообразовательное значение -
2) это «единая структурная (формальная) схема построения производных слов, характеризующихся общностью лексико-грамматического характера (части речи) их производящих и основных словообразовательных средств» (В.Н.Немченко).
3) то общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, носителем этого словообразовательного значения является формант.
4) это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих.
5) Лексико-семантический способ -
6) способ диахронического словообразования, при котором основным словообразовательным средством является изменение лексического значения производящего слова при сохранении его материальной структуры (В.Н.Немченко).
a) Словообразовательный формант -
b) возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц. Таким образом, слова лексико-синтаксического способа словообразования представляют собой слияние в одно словесное целое либо устойчивого словосочетания, то есть фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным (в первую очередь с предлогом или с отрицанием) (Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов).
c) Словообразовательная модель -
d) Лексико-синтаксический способ -
e) способ словообразования, при котором новые слова создаются путем перевода слова или отдельной словоформы из одной части речи в другую (В.Н.Немченко).
f) Морфолого-синтаксический способ образования слов -
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) f
2) d
3) 5
4) 1
5) a
6) c
A) e
B) b
C) 6
D) 3
E) 4
F) 2
16.
Найдите соответствия между способами образования и их примерами:
1) низкооплачиваемый, малоустойчивый, высокоорганизованный, долгоиграющий, вечнозеленый, многообещающий;
2) партия (шахматная), спутник (космический), химия (завивка), рюмочка (каблук), ужас! караул!
3) безрадостный, подстрелить, приезд, по-южному, дочерна, досыта;
4) первоисточник, льноволокно, школа-интернат, платье-костюм, кисло-сладкий.
5) бетономешалка, малосольный, свободолюбивый, большеглазый;
6) учительская, скорая, трудящиеся, горючее, пельменная, прихожая, поцелуй, громкое ура, сердитое нельзя, выдающийся (математик), днем, бегом;
a) Лексико-семантический способ -
b) словосложение:
c) Лексико-синтаксический способ -
d) сложно-суффиксальный способ:
e) Приставочно-суффиксальный способ:
f) Морфолого-синтаксический способ образования слов:
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) f
2) c
3) a
4) e
5) d
6) b
A) 6
B) 1
C) 2
D) 3
E) 5
F) 4
17.
Найдите соответствия между терминами и их языковыми реализациями:
1) Конфикс -
2) чернеть - чернеться, белеть - белеться, толпа - толпиться, петух - петушиться;
3) синий - синева, разогревание - разогрев, промывание - промывка - промыв, скрипение - скрип.
4) Постфиксы -
5) лес-о-воз, бур-е-лом, тр-ех-метровый, пят-и-летний; единожды, дважды, трижды, однажды; чудо - чудеса - чудесный, дочь - дочери - дочерний, время - времена - временный
6) подснежник, подоконник, бездомный, обезводить, по-весеннему, слева;
a) Унификс -
b) Интерфикс -
c) попадья, детвора, почтамт, почтальон, дубликат, француз, жених, цитата, крольчиха, ва-банк, стеклярус, флотилия, клейстер, чертеж, свинтус, выкрутасы, скупердяй;
d) Суффиксы -
e) Аффиксоиды -
f) овощевод, оленевод, краевед - музыковед, водомер - парфюмер, водомет - миномет, молоковоз, камнерез - стеклорез, корнеед - муравьед;
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) e
2) a
3) b
4) 4
5) 1
6) d
A) f
B) c
C) 5
D) 2
E) 6
F) 3
18.
Найдите соответствия между разрядами имен существительных и их примерами:
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) Конкретные:
2) Вещественные:
3) Собирательные:
4) Отвлеченные:
5) Единичные:
6) Собственные:
A) листок, булочка, гроза, туча, куст, задание, ковер, традиция, дискета,
B) мед, шоколад, дым, вода, древесина, цемент, кумыс, хрусталь, сироп, нефть, чай,
C) Мебель, деньги, студенчество, документация, малинник, профессура отходы;
D) зависть, доброта, вырубка, бег, кипение;
E) дождинка, малинка, снежинка, дробинка, соломинка;
F) Казахстан, Россия, Иртыш, Азов, Иордания.
19.
Найдите соответствия между стилистическими приемами образности и их примерами:
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) Эпитеты:
2) Сравнения:
3) Этикетные эвфемизмы:
4) Метатеза:
5) Гипербола:
6) Антифразис:
A) Гряды синеющих холмов и груды белых облаков на фоне мраморного неба (М.Волошин)
B) Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал, как звон отдаленной свирели, как моря играющий вал (А.К.Толстой)
C) Пороха не выдумает, Графиня была так стара, что смерть ее никого не могла поразить (А.С.Пушкин)
D) Из-за тучи, из-за гор ехал дедушка Егор. Он на пегой на телеге, на скрипучей лошади. (Перевертыш-небылица)
E) Я тебе тысячу раз говорил об этом; Сто лет с ним не виделись.
F) Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.А.Крылов)
20.
Найдите соответствия между языками, из которых в русский язык были заимствованы слова, и примерами, их иллюстрирующими:
Определите соответствия, перетаскивая варианты ответов мышкой вверх-вниз
Задание оценивается в 1 балл
1) Старославянский:
2) Французский:
3) Латинский:
4) Греческий:
5) Немецкий:
6) Тюркский:
A) распятие, разный, нравственный, вождь, пещера;
B) манера, финал, квартира, рандеву;
C) юбилей, юмор, юстиция;
D) фонарь, философия, анафема, орфография;
E) лагерь, штаб, ефрейтор, юрист, шпага, шрам, шпион;
F) амбар, башмак, карандаш, кафтан, караван, сундук, курган.